Про второе семилетие

Про второе семилетие.
Как думаете, с какой экзистенциальная данностью ребенок встречается с 7 до 14 лет сильнее всего?
Их пять: конечность, несовершенство, бессмысленность/смысл, свобода/ответственность, одиночество.

Сегодня после учёбы думаю — похоже, с несовершенством. Сначала своим, потом родительским. Лет в 9-10 начинается ощутимо — даже если вокруг совершенно здоровая среда без лишних сравнений и оценок. Так-то можно и раньше встречу организовать, если постараться.

Смысл/бессмысленность и свобода/ответственность накрывают позже, это скорее про третье семилетие.
Конечность настигает раньше. Хотя тут, в 9-10 лет тоже по новому ощущается, как и одиночество.

В связи с этим третий класс вальдорфа, где все истории про человеческие косяки и общее несовершенство — мол, ты не один такой — это своевременно очень. И в то же время — про мужество действовать несмотря на.
Ну и много-много практического действия в подкрепление.
Строить дом, вязать шапку, сажать зерно, печь хлеб, готовить — по-настоящему, для себя. Осваивать землю, свои силы, свое тело. Не пропаду здесь, есть физическая опора, не так страшно сепарарироваться — даже если в рай слиятельного детства возврата нет. Даже если я не такой, как хочется другому и себе.

В этом году у нашего старшенького именно это. И несовершенство начинает тревожить. И третий класс — вот такой, поддерживающий в начале перехода.

© 2024 Тепло и ясность ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru